Много раз мы предлагали этот замысел разным киноинстанциям. Но и по сию пору мы вынуждены ограничиться представлением его на нашем сайте в рубриках, посвященным проектам и нашим незавершенным работам. В последней рубрике мы публикуем смонтированные вчерне фильмы в надежде, что рано или поздно они найдут своих меценатов, благодаря которым они смогут получить свое завершение… Кто знает, может быть, и данную тему кто-то сможет раскрыть в подобающей ей полноте. Даже и без нас. В сущности, этот сайт — это наш публичный архив, до которого, может быть, доберется однажды один из наших внуков или правнуков. Например, выйдя на пенсию и повторив судьбу нашей героини. Ведь шутки бывают, кажется, и у ангелов? Вдруг для кого-то из наших потомков наш замысел обернется его маленьким промыслом?.. Мы не против. Кстати, это она, наша героиня, Наталья Григорьевна Жиркевич-Подлесских (о чудесном знакомстве с которой мы рассказали в сериале о кн. Тенишевой) разместила на YouTube тот черновик монтажа, что вы видите ниже. В него вошел материал, снятый когда-то с участием нашей ученицы на Высших сценарных курсах. Наталья Григорьевна назвала видеочерновик «фильмом» и дала ему имя. Спасибо ей! Признаться, мы даже забыли, что этот черновик у нас когда-то существовал. Так что, название его — «ВОЗВРАЩЕННАЯ ПАМЯТЬ» — теперь вполне можно отнести и к нам самим, а в промыслительной перспективе, может быть, и к нашей семье. Ну и, конечно, к самой истории этого замысла… И кажется уже не случайным, что недавно на горизонте нашей жизни появился человек, который связывает свою творческую мечту с кинематографической темой русского Родословия… Невольно приходит на ум строчка поэта Владислава Ирхина, нашего друга, опередившего нас с переходом в иной мир. Он теперь знает, что ТАМ к чему. Эта строчка ЗДЕСЬ звучит так: «Откуда знать, что завтра молвит Бог?»
ЗАЯВКА НА СЦЕНАРИЙ ПОЛНОМЕТРАЖНОГО ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА
Жизнь порой загоняет наших стариков в унылый пенсионный «3-Д—формат»: Доедать, Донашивать, Доживать. На конкретном примере судьбы учительницы из города Фрязино мы хотели бы рассказать о том, что человек всегда способен восстать против своей «социальной смерти».
И в этом ему могут помочь «потревоженные тени» его предков. Известная присказка «старость не радость» — это вовсе не жизненная норма, а извращение естественного хода вещей. В этом пафос данного замысла, вдохновленного жизнью нашей героиней. Пенсионная жизнь для нее — благодаря ее интересу к своим родовым корням и волею Промысла Божьего, подарившего богатый семейный архив — стала самым ярким периодом ее судьбы, увенчанной наградами высокого государственного и общественного достоинства: Президентским грантом, дипломами за участие в выставках и изданиях ряда книг.
А началось всё с расшифровки дневника деда, знакомства с его обширной корреспонденцией. Среди тех, с кем он вел переписку, оказались Лев Толстой, Чехов, Репин, Верещагин, Кони и еще многие известные люди той эпохи. Семейный архив открыл для нее — в неведомой ранее для нее полноте и подробностях, — не только прошлое Отечества, но и понимание желанного для него будущего, собирающего все исторические линии в единый созидающий поток времени, когда ни исторические эпохи в жизни страны, ни возрастные перемены в личной судьбе — ни одна из них — не становятся лишней и не нужной для смысла той Мистерии, соавтором которой Творец предлагает стать каждому человеку.
Изданные нашей героиней дневники и переписка ее деда, генерала-правозащитника, благотворителя и известного коллекционера Александра Жиркевича, стали заметным событием в культурной жизни страны, а для тысяч читателей этих исторических документов живой памятью о пережитом нашими соотечественниками хождением по мукам — у каждого из них собственным, в чем-то особенным, но, кажется, для всех неизбежным и по-русски единым на потребу.
Фильм в его полноте должен рассказать о том, из каких жертвенных усилий отдельных людей составилась в конце концов та красота, что ныне так мирно обретается в тихих залах одного из провинциальных русских музеев – Ульяновского, художественного. Среди невзгод, гонений и смертей – когда вокруг безумствовала смута, свирепствовал тиф и страшный поволжский голод, а впереди была полная неизвестность — отставной царский генерал Александр Жиркевич, безвозмездно передавший свой богатый архив и обширную коллекцию рисунков и живописи Родине, сумел сохранить для нее этим важные звенья ее памяти и красоты.
Так связывались личные времена и исторические эпохи и так выход на пенсию обернулся для учительницы музыки Натальи Григорьевны Жиркевич-Подлесских, творческим прорывом, озарившим ее жизнь новым и великим смыслом.