Проект цикла познавательных телепередач «ИНТОНАЦИЯ В ИСКУССТВЕ И В ЖИЗНИ»

Проект цикла познавательных телепередач «Слово животворящее и слово мертвящее»

 «Что бы такого, сделать плохого?» — спрашивает себя в одной шуточной детской песенке, вглядываясь в окружающий мир, некий злодейский персонаж. «Что бы такого, сделать хорошего? – не для себя, а для кого-то…» — такой вопрос мы задаем себе, увы, не так часто, даже когда не знаем, чем нам заняться. Чаще ждем, что что-то хорошее сделает для нас или за нас кто-то другой.  Между тем, хорошее или плохое непрерывно исходит от каждого даже помимо его воли – это наше слово и наша мысль (которое тоже есть слово, но только внутреннее). Мы все сотканы из слов, привыкли к ним и не замечаем их тотального присутствия в нас в каждый миг, как не замечаем в составе своего тела его клеток, их сложного взаимодействия друг с другом, в результате которого мы и живем (физически) или умираем. Но из слов соткан и весь мир – то, как мы видим его. Академик Раушенбах, рассчитавший траектории наших межконтинентальных ракет, математически доказал, что так называемая обратная перспектива, в системе которой созданы православные иконы – это не какая-то фантазия средневековых художников, а реальное видение мира человеком той эпохи. И сам академик научил себя самого так видеть мир – в обратной перспективе, и мог по своей воле, неким внутренним переключателем перестраивать свое зрение.   Итак, из слов соткан весь мир, и внутренний, и внешний. Поэтому и сказано, «по вере вашей будет вам». ( ) Люди раньше не замечали воздуха и не знали о его составе, о удивительно сложном и гармоничном кругообороте веществ в природе и как меняет растительный мир его химию и делает возможным жизнедеятельность всей биосферы. Так и сейчас мы не замечаем состава слов, разлитых вокруг нас и в уме нашем, и в сердце, и только удивляемся, когда видим, как находящиеся под гипнозом люди могут вдруг вскарабкиваться на стулья, потому что им было всего лишь сказано кем-то, что вокруг них – вода. «Вода» — это слово. И нет никакой воды, пока нет этого слова. В пьесе «Сотворившая чудо» (написанной Гибсоном по реальным материалам реальной истории), слепоглухая девочка впервые произносит, вернее, простанывает, в момент, когда ее рука оказывается в чем-то льющемся, это слово «вода», тогда и творится Богом для нее это вещество и вместе с ним – целая Вселенная, и чудо этого творения потрясает даже ее учительницу. Человек может сотворить чудо только потому, что и он сотворен – по образу и подобию Творца.

«Открылась бездна, звезд полна, числа нет звездам, бездне дна…»

Мы хотели бы в предлагаемом цикле, чтобы его слушатели и зрители ощутили эту громадную реальность,   эту бездну – СЛОВО, узнали бы его силу и его бессилие в нашей судьбе и нашей повседневности.

И еще – свою свободу, и свой плен – через слово –помысленное или произнесенное, пропетое или  явленное в звуках, в движении, в линиях и красках.

То, что кажется ерундой, чепухой, как у Чехова, может превратиться в огромную РЕНИКСУ – это, оказывается, та же самая «чепуха», но прочитанная по-гречески, греческими буквами – первая буква «ч» – это «Р» по-гречески, «е» – это «Е», «п» – это «Н» и т.д… Казалось бы, мелочь – интонация, с какой мы говорим – меняет и смысл произнесенного, и цель произносимого. Более того, она меняет самого человека.  Горчичное зерно, самое малое из всех злаков, вырастает в древо небесное… Малая закваска меняет всё тесто. «Бойтесь закваски фарисейской». Щепотка соли противостоит гниению мира… «Самое главное то, что не увидишь глазами» – повторяет Маленький принц вслед за летчиком Экзюпери.  «Самое главное — это то, что является самым малым и самым невесомым» — повторим и мы, чтобы лучше запомнить – СЛОВО».

Итак, вот темы предлагаемого цикла:

  1. Что такое интонация? Интонация устной речи (см. прилагаемую сценарную разработку)
  2. Интонация на телевидении, в кино и театре. Интонация ведущего: возможные варианты.
  3. Интонация в письменном слове (проза и поэзия)
  4. Интонация в музыке.
  5. Интонация – главное во всех видах искусства.
  6. Слово как поле духовной битвы.
  7. Речевая агрессия (деградация через слово и как с ней бороться).
  8. Какого человека создают разные речевые культуры (интонация индивидуализма – путь Запада, интонация соборности – путь России, с которого она, увы, то и дело сбивается на окольные дороги)
  9. Слово как колодец глубины несказанной (этимология, раскрывающая глубинный смысл слов)
  10. Слово как поступок
  11. Слово как Слово (умное безмолвие, исихазм, Логос, «Альфа и Омега»
  12. Мы знаем, что ныне лежит на весах

Авторы проекта Л. Ф. Арсеньева и В. Е. Демин

Сценарный план первой передачи

«Что такое интонация? Интонация устной речи»

Заставка. Она будет основана на стихотворении Ахматовой «Мужество»: «Мы знаем, что ныне лежит на весах…»

  1. Подборка коротких отрывков из художественных и документальных фильмов, где ярко высветится интонационное богатство русской речи. Зрители должны как бы погрузиться в мир интонации.
  2. Разговор с реальной аудиторией (дети и взрослые) о значении интонации в жизни. Что стоит за изменением интонации?
  3. Интонация «в чистом виде», примеры из мультипликационных фильмов или из программы Полунина. Игра-шутка – беседы присутствующих одними интонациями: та-ра-ра-ра-ра-ра-ра, ля-ля-ля!.
  4. Игра-задание для присутствующих: сказать одну фразу с разными интонациями. Кто придумает новую интонацию?
  5. Документальное наблюдение за младенцами и детьми: как они усваивают и воспроизводят интонации взрослых и друг друга.
  6. Как услышать человека: смысл высказывания часто состоит не в смысле, а в интонации. Примеры из жизни и из литературы.
  7. Упражнения на слышание. Отрывки из фильмов или работа с присутствующими на съемках актерами.
  8. Разговор с собеседником как великое творчество жизни.
  9. Домашнее задание: принести из жизни случай и интонацию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *